православный храм села каратуз | перейти к чату | дружественный форум | Аудио | форум ЦПЗ | группа в vk | творчество | видео | фото | Митрополит Антоний новый завет
Правила форума

Добро пожаловать на форум
"Религии: вчера и сегодня".
Нас разделяют расстояния, но мы вместе!

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 590
Зарегистрирован: 11.09.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.11.10 16:23. Заголовок: Устройство кумранской общины



1.4. Организация кумранской общины.


Наиболее полно описывает организацию общины ее Устав.

С первых же строк Устав требует от "добровольно предавшихся" ненависти к окружающему миру и подчинение общине, внесение всего имущества. Но помимо имущества требуется полное пожертвование всех своих знаний и сил на службу общине. Это очень суровое требование. Соблюдение его строго регламентировано в Уставе. Но и вступить в общину мог далеко не каждый. За прием новых членов отвечало специальное должностное лицо - "человек,надзирающий во главе общины старших" (Устав VI,14). Новичок подвергался расследованию "относительно его разума и его дел" (Устав VI,14). Нам известны специальные инструкции, предназначенные для психологического исследования характера новиция.*28 Интересен принцип построения данных инструкций: по внешнему виду человека, его поведению определялись те потенциальные пороки личности, которые он скрывает, выявлялись так же и хорошие качества. Система кумранитов универсальна: человек несет в себе 8-9 частей, количество частей принадлежащих свету и тьме колеблется. Ошибки при определении быть не могло, так как новиций проходил двухлетний испытательный срок (Устав VI,21). И в дальнейшем, все время пребывания в общине подвергался суровому контролю. Зашифрованность данных инструкций доказывает существование группы, обладающей недоступным знанием.

Церемония приема новициев в полноправные члены подробно описана в I-II таблицах Устава. Церемонией руководили священники. Она происходила в ежегодный праздник "День возобновления Завета" и помимо новициев в этот день подвергались проверке все члены общины вне зависимости от стажа.

Основная структурная единица общины - 10 человек (Устав VI,3). В таблице II,21-22 описано деление общины на тысячи, сотни, пятидесятки, десятки. Большинство ученых считает, что данное деление носит эсхатологический, фантастический характер. Нам представляется более верной точка зрения на истинность данного деления, подразумевающего все ессейское движение, включающее несколько тысяч человек.

Вообще таблица VI очень важна для выяснения организации общины. Таблица начинается словами: "Этим должен руководиться во всех местах поселения"(VI,1-2), что уже подразумевает действие Устава не только в Хирбет-Кумране.

При каждой десятке постоянно находился жрец, он являлся старшим. Далее в таблице указано на "неотступное присутствие" в десятке "изучающего Учение", он же треть каждой ночи руководит чтением священных книг. Эту обязанность мог исполнять левит. В Уставе упоминается еще "вразумляющий"(III,13), "разумеющий" (IX,12,21) в учении общины. Скорее всего, это "изучающий Учение" левит, или руководящий десяткой священник.*29

Далее таблица говорит о сложной иерархии существовавшей в общине. Священники, левиты и раббим ("старшие" - рядовые члены общины) - эти три группы распадались на неподдающиеся классификации таксономические уровни. Каждый общинник занимал только свое, особое положение. Старшинство соотносилось не по группам, а по каждому человеку отдельно. В строке 26 читаем: "упорствуя, вопреки слову своего товарища, записанного перед ним (т.е., старшего - К.Б.Старкова)". В начале следующей таблицы упоминается книга, в которой, возможно, были записаны все кумраниты сообразно своему положению: "И если будет говорить в ярости против одного из жрецов, записанных в книгу, то будет наказанным один год..."(VII,2). VI таблица, 20 строка: "запишет его (новиция) в список с его долей". VI таблица говорит и о совместных заседаниях кумранитов, при этом: "Жрецы сидят первыми, старцы вторыми, а весь остальной народ сидит всяк в свой черед"(VI,8-9). Подобная сложность иерархии наталкивает нас на один существенный вывод.

Основное должностное лицо в общине - "надзирающий за работой старших"(VI,20) - меваккер. Он отвечал за хозяйство, финансы, трудовые дела. При переводе слова надзиратель (меваккер) на древнегреч.яз., мы обнаруживаем, что во главе хозяйства Кумранской общины находился епископ*30.

Конец VI и вся VII таблица содержат Дисциплинарный Устав общины. Общинника наказывали не только за крупные нарушения, но и за любые мелкие проступки. Высшей мерой наказания считалось изгнание из общины.*31 Изгнанию подвергался кумранит, произносящий проклятие при чтении списка членов общины, клевещущий против старших, критикующий устои общины; изгонялся и ветеран, проживший в общине свыше 10 лет, если он выступал против старших. За более мелкие нарушения кумраниты наказывались "отделением от чистоты раббим", т.е. переводились в положение новиция.*32 Другой вид наказания: лишение части пищевого пайка. Так, например, за обман своего товарища кумранит лишался части пайка на 3 месяца(VII,6); если заснет во время общего собрания - на 30 дней(VII,10-11); за беспричинный смех - на 30 дней(VII,14-15). При растрате общинного имущества кумранит обязан был "возместить его целиком" (VII,6-7). Этот пункт дал возможность предположить ученым отсутствие коллективной собственности в Кумране. Амусин также признает ограниченность коллективной собственности.*33 Но в своем переводе Устава К.Б.Старкова дает буквальное прочтение слова "целиком" - "головой его", что может означать не возмещение своей частной собственностью, а отработку физически. Но это спорное место, как и тождественное с ним из таблицы V,16-17. Следует все же признать подавляющее преобладание коллективной собственности (монеты, например, не были найдены в пещерах, где обитали кумраниты, а были сконцентрированны в двух кладах).

Система наказаний подчеркивает строгость дисциплины, существовавшей в общине. Сомневаться в том, выполнялись ли действительно наказания в реальной практике, у нас нет оснований.

Не менее важной для исследования организации общины является VIII таблица. Во главе общины стоял Совет: "(Пусть будут) в Совете общины 12 человек, а жрецов трое, совершенных во всем открытом из всей Торы..."(VIII,1). Дальше идет характеристика членов Совета и заканчивается она интересной фразой: "Когда эти пробудут назначенными в основе общины в течении двух лет при совершенстве поведения, то пусть отделятся как святыня, внутри совета людей общины: и всякое слово, сокрытое от Израиля*34, какое найдется у человека расследующего, пусть (тот) не скрывает его от этих (людей) из-за боязни духа отступничества"(VIII,10-12). Здесь подразумевается некая элитарность и замкнутость Совета. Во главе Совета стоял "расследующий" - это тот же "человек, надзирающий во главе общины старших", ведавший приемом новициев. Он являлся главным руководящим идеологом общины.

Член общины должен был славословить Бога во все периоды суток, в праздники и будни (Устав X,1-5). Другой обязанностью члена общины являлось постоянное ритуальное очищение водой (баптизм). При этом подразумевалось, что очиститься может только человек, предварительно раскаявшийся. Упоминает Устав и о постоянных совместных трапезах, несших помимо прямого назначения и эсхатологическую окраску. Текст Двух колонок подразумевает на трапезах кумранитов присутствие мессии. Часто проводились у кумранитов общие собрания. Что происходило на этих собраниях, нам неизвестно.

Таким образом, изучив Устав, можно сделать ряд определенных замечаний, относящихся к организации общины.

Руководили общиной два лица: человек, надзирающий во главе раббим (идеологические функции) и человек, надзирающий над работой раббим (хозяйственные функции). Вся община делилась на десятки, во главе которых находились священники и их помощники левиты. Они следили за работой десятки и за соблюдением ею всех ритуалов и обрядов. Подобная организация напоминает военную.

Выше отмечалась крайняя сложность иерархии Кумранской общины. Но известно, что в любом коллективе нет резко очерченных определенных групп - каждый человек занимает свое особое место сообразно со своими качествами. Устав, в котором так реально и конкретно состояние коллектива, доказывает свою достоверность и полную правдивость. Он не был просто свитком, им руководствовались в жизни.

Итак, кумраниты жили и работали десятками. Наблюдали за работой десятки и воспитывали ее священник и левит. Помимо изнурительного труда, каждую ночь десятка читала священное писание. По ночам священник растолковывал ветхозаветные книги в соответствии с современной обстановкой, воспитывал по ним кумранитов в духе ненависти к различным сектам, Римской империи и готовил общинников к борьбе с миром. Скорее всего кумранский жанр пешер являлся устным жанром. Толковались в кумранском духе все библейские книги. Об этом свидетельствует то, что немногие кумранские коментарии сохранились только в одном экземпляре - это были своего рода образцы. Доказательством может служить и то, что "надзиратели и вразумляющие (священники и левиты) устно разъясняли новициям основы секретного учения общины", - такой вывод делает Амусин, исследуя Устав.*35 На основе приведенных фрагментов можно увидеть, что значительная часть учения хранилась в тайне от рядовых общинников, а поэтому нигде не записывалась.*36

Кумранская община, имеющая в своей основе военную организацию и руководящий идеологический центр, должна была иметь практическую цель. Цель держалась в тайне, для рядовых общинников ее маскировали в эсхатологическое ожидание конца света и прихода мессии. Но результатом деятельности любой подобной организации может быть только приход к власти. Политическая обстановка в Иудее I в.н.э. соответствовала данной цели.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Открыть чат в отдельном окне


Дизайн форума © Disainov