православный храм села каратуз | перейти к чату | дружественный форум | Аудио | форум ЦПЗ | группа в vk | творчество | видео | фото | Митрополит Антоний новый завет
Правила форума

Добро пожаловать на форум
"Религии: вчера и сегодня".
Нас разделяют расстояния, но мы вместе!

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 435
Зарегистрирован: 11.09.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.10 16:22. Заголовок: Один на один с богом-чтение о мудром



ОДИН НА ОДИН С БОГОМ

Исповедь в Православной Церкви

Беседа со свящ. Алексием Тимаковым

Зачем нужна исповедь? Этот вопрос практически в 100 % случаев встает перед человеком, который пытается жить церковной жизнью. Задаются им и те, кто смотрит на Церковь извне, часто недоумевая, чем отличается исповедь от, скажем, разговора по душам с другом или от сеанса у психотерапевта. А действительно, чем отличается? И зачем христианину так непременно нужна исповедь?

Об этих и многих других вопросах Павел Букуров беседует в стенах храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове со священником Алексием ТИМАКОВЫМ.

Отец Алексий, первый вопрос, который естественным образом возникает у человека общества потребления: зачем мне исповедываться, что это даст?
Приходя на исповедь, мы приступаем к одному из основополагающих таинств. В Церкви все совершается незримым действием Божиим. Давайте внимательно вслушаемся в молитву, предваряющую нашу исповедь. "Се (вот - П.Б.), чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое". То есть ты, человек, стоишь один на один - с Богом! Точно так же будет, когда умрешь. И в этом смысле таинство покаяния есть опыт умирания...
Будучи еще жив, я, если жестко сказать, как бы репетирую свое предстояние перед Богом. В этот момент не может быть никакого обмана. Что я скажу Ему - Тому, Кто знает все до самой моей глубины? И здесь я открываю собственную глубину по своей воле. Ту глубину, где, в общем-то, очень страшно. Где нет желанной чистоты, где иной раз одна только грязь и смрад. И я это выкладываю перед Богом для того, чтобы Он меня очистил.
Часто, когда ко мне люди приходят в первый раз, я им даже анекдот рассказываю про Чапаева. Анекдот этот - своего рода притча. О том, как Чапаев пошел с Петькой в баню мыться. "Петька, потри мне спину". Петька отчаянно трет. Последовательно смывая слои грязи, приговаривает: вот, мол, очередной слой грязи сошел. В конечном итоге Петька радостно кричит: "А вот и майка, которую в прошлом в году потеряли, нашлась!". Действительно, когда мы приходим на таинство покаяния, мы, такие вот немытые, приходим в баню. И начинаем отмываться, но, в отличие от Петьки с Чапаевым, не с маечки, а с дубленки. И до майки, я не знаю, всегда ли мы успеваем домыться-докопаться...
Для исповеди важна наша решимость - прийти и встать перед Богом, и открыться Ему: "Господи, помоги!". Здесь совершается таинственное действие Божие. Бог встречает меня во всей моей негожести. И исцеляет меня от моей скверны, которую я выношу перед Ним своим добрым волеизъявлением. Если не будет моей искренности, то не будет покаяния. Становясь на путь покаяния, очень важно помнить, что нет такого греха, который Господь не сможет простить. Отчаяние в исправлении - это хитрый бес, парализующий мою духовную активность, неверие в силу Божию и веру в возможность моего обновления, даже несмотря на то, что я продолжаю грешить.
Исповедь - то, что накипело, в ней человек душу свою изливает. Означает ли это, что исповедь - чисто спонтанный акт? Что к ней нельзя готовиться, иначе она потеряет свою непосредственность, станет искусственной, формальной?
Безусловно, нужно готовиться, как иначе? Если, подходя к священнику, приближаясь к Кресту и Евангелию, я не проживу тот участок жизни, за который исповедуюсь, я наверняка буду очень поверхностен. А когда я специально готовлюсь и серьезно вдумываюсь в свою жизнь, то, наверное, смогу раскрыть и показать все потаенные уголки своей души.
Не бывает греха вообще... Грех всегда предельно конкретен. К сожалению, иногда ко мне приходят и докладывают: "Грешна, батюшка, во всем!". Чаще всего это ложное смирение, попытка создать впечатление раскаянности, но, при этом, не раскрыть конкретно своей неправды.
Мы ведь обычно относимся к себе крайне снисходительно: "Что я - святой, что ли?". Фразу эту мы произносим, как бы говоря: "Что я - сумасшедший, что ли?". Православный же путь есть практика духовного трезвения, при которой правилом жизни полагается не среднестатистическая хорошесть, а святость. Мы забываем, что созданы по образу Божию (образ по-гречески - икона), что несем в себе икону Христову, врученную нам Самим Богом. А икона, если ее долго не реставрировать, темнеет, превращается в "черную доску" (по выражению Солоухина). За драгоценный дар мы несем огромную ответственность. За каждое пятно, которым мы затемнили этот образ. Как раз неподготовленность, поверхностность, аморфность, неискренность приводят к искусственности в покаянии. Только вдумчивое, трепетное отношение к святости, которая дарована человеку, только трезвое опознание греха, своей неправды, возвращает нас на дорогу, ведущую к Всевышнему. Нам необходимо постоянно возвращаться и возвращаться к исповеди. Таким образом, вся наша жизнь становится покаянием. И в этом смысле православное покаяние - это путь, по которому мы бредем, спотыкаемся, падаем, встаем, отряхиваемся и вновь идем в Царствие Небесное.
Существует еще одна, на мой взгляд, крайность, когда впервые кающийся начинает скрупулезно конспектировать книжки наподобие "В помощь кающемуся" свят. Игнатия Брянчанинова. Проблема здесь не в том, что у него нет большинства этих грехов, а в том, что он не способен все там перечисленное воспринимать как грех. Это, я думаю, своеобразная попытка после детского сада, минуя школу и университет, защитить диссертацию. Такая исповедь излишне формализована. Это не значит, что такими книжками нельзя пользоваться. В них как раз собрано то, что Церковь относит ко греху, что она считает грехом. Безусловно, почти все, что там написано, нам свойственно, но вопрос в том, отношусь ли я к этому, как к греху, стыдно ли мне за это, и готов ли я этому объявить войну, находясь на данной духовной ступени. Мы, безусловно, плохо видим свои грехи и потому молимся: "Господи, даруй ми зрети моя прегрешения". И от покаяния к покаянию, если мы вдумчиво и искренне вглядываемся в себя, постепенно, иногда очень медленно, спадает пелена с наших духовных очей, обнажаются духовные немощи.
У покаянного пересмотра жизненного пути, у переоценки своих деяний должны быть четкие критерии. Тут хорошо бы опереться на опыт предшественников, чтобы не повторять все классические ошибки подряд. Не могли бы Вы назвать христианские книги, которые способны помочь собирающемуся на исповедь?
Было бы хорошо, если бы человек, переступивший порог храма, ощутил себя находящимся в Церкви, не здании церковном, а в новом духовном мире. Водворяясь в Церкви, мы получаем в дар то, что неописуемо, не поддается словесным формулировкам - радость церковную. Выразить ее практически невозможно. Высокий опыт ее встречается у апостола Павла: "Знаю человека во Христе, который... был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2 Кор. 12,2-4). Вот ощущение, как он смог его передать.
Эта радость нас посещает в Церкви. Но для того, чтобы туда войти, мы пользуемся и нашим разумом, он во многом помогает. Особенно если учесть, что сейчас существует некий разрыв в поколениях, и в Церковь приходят люди, не воспринявшие с молоком матери православную традицию. И то, что раньше входило через сердце, сейчас пытаются вместить с помощью головы.
Поэтому я предложил бы литературу, которая дает возможность понять, что происходит в Церкви. Вероятно, для начала лучше всего было бы читать книги Митрополита Сурожского Антония. Брошюры "Духовное путешествие. Размышления перед Великим постом", "Ступени"; его книги, такие, как "Беседы о вере и Церкви", "Пути христианской жизни", "О встрече" вводят нас в пространство Евангелия, где мы становимся по-настоящему церковными людьми. А такие работы, как "О молитве", "Учитесь молиться", "Может ли еще молиться современный человек?" ставят нас, начинающих христиан, перед самой трудной проблемой православной жизни - молитвенным деланием. Почему именно его книги? Потому что это и доступно, и ясно, и глубоко. Его работы не беллетристика, не профанация, а серьезная литература на современном языке. Это не значит, будто ничего другого нет, но я бы рекомендовал начинать именно с Владыки Антония. Не стоит забывать, что духовный путь надежнее всего проходить под руководством священника, поскольку на этом пути встречается много подводных камней и течений.
Священники, обычно, несмотря на свою занятость, люди очень доступные и приветствуют, когда к ним обращаются с вопросами. (Также очень полезной будет книга протоиерея Владимира Воробьева "Покаяния. Исповедь. Духовное руководство". - Ред.)
Моя знакомая рассказывала об одном случае. К ней, стоявшей в очереди на исповедь, приблизилась интеллигентная дама. И между ними состоялся короткий диалог. - "Что здесь происходит?" - "Исповедь". - "А здесь можно попросить здоровья?" - "Здесь можно попросить прощения". Услышав эти слова, дама вежливо откланялась и направилась в сторону выхода. Отец Алексий, Вы - священник и врач. Служение священника и профессия медика направлены на исцеление. Души и тела - соответственно. Покаяние ведь не только очищение от греховной скверны, но также исцеление от духовных болезней?
Верно. Согласно православному учению, грех - это болезнь. Входя в человека, он извращает его духовную природу. Не опознав греха, мы не поставим диагноза, а не поняв природу болезни, даже не сможем начать лечиться. Без покаяния мы уподобляемся неразумному больному, которому врач ставит диагноз аппендицита и предлагает операцию, а больной утверждает, что у него насморк и все само пройдет. Врач и пациент должны стать сотрудниками в борьбе с болезнью. Точно так же исповедник и исповедуемый должны стать союзниками в борьбе с грехом. И очень важно, что в православной практике помощником в покаянии является священник, с которым исповедующийся стоит с глазу на глаз. У этого священника обычно есть некоторый опыт. Он всегда способен, так или иначе, отреагировать на те излияния, с которыми человек пришел на покаяние. Реакция может быть нелицеприятной, как всякий непосредственный живой отклик.
В Православии исповедь - всегда подвиг очной встречи. Как раз то, что отнимает в католичестве перегородка исповедальни. Однако именно подвиг способствует сжиганию греха. Не надо таинство покаяния путать с партсобранием, где, хочет того человек или не хочет, его выставляют на потеху толпе, требуя прилюдного самоосуждения за то, что он "докатился до жизни такой". Православное покаяние не только таинственное действие исцеляющей Божией благодати, но и тайна кающегося и исповедника. И раскрытие этой тайны есть тяжкий грех и профанация таинства, что принципиально недопустимо.
Скорее покаяние можно сравнить с грядкой, на которой выпалывают сорняки. Если их не полоть, то сорняки все заглушают, если же полоть, то они все равно вылезают. Успех дела именно в регулярной работе: исповедь должна быть регулярной. Ибо "лес боится не того, кто помногу возит, а того, кто часто ездит", как гласит русская пословица. В том-то и есть духовное трезвение, что чем человек праведнее, тем лучше грехи свои видит.
У святителя Игнатия Брянчанинова встречается необычайная мысль: "Ужасная жестокость к себе - отвержение покаяния! Ужасная холодность, нелюбовь к себе - небрежение о покаянии. Жестокий к себе не может не быть жестоким к ближним. Умилосердившийся к себе принятием покаяния, вместе делается милостивым и к ближним". Получается: исповедь не только примиряет с Богом и с самим собой (с голосом совести), но примиряет и с другими людьми?
Я уже говорил о том, что человек создан по образу Божию и что образ по-гречески - икона. Т. е. все мы, по сути своей, являемся иконой Христовой. Это не наша заслуга, это дар Божий, вручаемый нам на хранение Самим Богом. Но на Страшном Суде мы дадим отчет об умножении этого дара. И на простой вопрос "Где та драгоценность, которую Я тебе, человече, вручил на хранение?" - мы вряд ли сможем дать вразумительный ответ, если не приучили себя к систематической реставрации (к покаянию), к регулярному поиску того подлинного лика, того источника, который нас делает едиными с Творцом. Где-то в своих глубинах мы интуитивно чувствуем эту свою подлинность (ведь образ Божий в человеке неуничтожим). Но мы умудряемся это перевернуть к отвержению покаяния: "Что я - хуже других, что ли?". Тогда как началом покаяния является трезвое понимание, что, по крайней мере, я не лучше других. Здесь не может быть количественного сравнения моих достоинств и недостатков с достоинствами и недостатками другого.
Критерием покаяния является та мера, или, точнее, та безмерность даров, которыми Господь осыпал меня, и которые я обратил в прах. То, как поступил другой со своими дарами - это, прежде всего, его дело, т. е. это тайна его исповеди, и это дело Божьего суда, а не моего осуждения. И здесь очень может нам помочь опыт нашей любви или хотя бы влюбленности.
Ведь полюбить человека означает так взглянуть на него, так проникнуть вглубь, что прозреть его подлинную духовную сущность, которая и является образом Божиим, иконой. Как опытный реставратор, которому принесли древнюю потемневшую доску, способен, проникнув сквозь записанные, потемневшие слои, воскликнуть: "О, какая красота!". Так и нам Господь открывает способность проникать сквозь видимое, но наносное, т. е. ничего не значащее, в подлинное, глубинное в другом человеке. Сколько раз мы недоумевали, глядя на влюбленного: "Что он в ней нашел?" Сколь часто другие удивлялись, глядя на поразившего нас человека. Но ведь настоящим, истинным, является увиденный одним - хотя бы и сокрытый от других - образ Божий, а не это недоумение, неспособность прозреть вглубь. Важно понять, как говорит владыка Антоний в книге "Таинство любви", на что я обращаю внимание, когда смотрю на икону: на повреждения иконы или на дивный лик.
Опыт любви связан с явлением Бога, Который есть Любовь (1 Ин. 4,8). А разлюбить означает променять дар глубинного проникновения в суть другого человека на мелочный подсчет количественных характеристик его полезных и вредных качеств. Путь покаяния нас трезвит. Он заставляет нас требовательно относиться к себе и сочувственно к ближнему именно потому, что я ничуть не лучше другого, что оба мы имеем одно и то же человеческое достоинство, что оба мы созданы по образу Божию.
"Узнай себя!" - вот сверхзадача, которую человек ставит перед собой уже не одну тысячу лет. Задача очень сложная. Как, например, быть, если и чувствуешь, что надо исповедаться, и в то же время не знаешь, что сказать на исповеди?
Такое чувство, наверное, возможно лишь в начале церковного пути, когда мы по отношению к самому себе исходим из неверной предпосылки, что я не хуже другого, когда я слишком снисходителен к себе. Мы интуитивно ощущаем свою богообразность и вместе с тем чувствуем, что не все ладно в датском королевстве, т. е. в нашей душе. Мы начинаем ощущать, что своей жизнью, поступками, чувствами, словами вносим разлад в тот уклад, который Богом заложен в нас. Вместе с тем мы не опознаем четко причины этой дисгармонии, потому что не видим ничего из ряда вон выходящего, что бы мы ни натворили, ибо, как нам кажется, так поступают все. Но личный грех приводит к личному, или локальному, расшатыванию устоев бытия, а целокупный грех всех людей - к дисгармонии всего мира, а ее мы тоже очень хорошо ощущаем.
Поэтому, когда приходишь на исповедь, очень важно конкретно видеть свою неправду. Грех конкретен, и покаяние должно быть таким же. Вне зависимости от того, поступают так все или нет, важно, что я не имею права так поступать, я искренно опознал в себе эту неправду, и я должен с ней расстаться. Пусть для начала это будут два-три конкретных, но моих греха. В дальнейшем Господь откроет мне духовное зрение, и я увижу больше. Чем праведнее человек, тем больше грехов он увидит в себе, тем от большего груза грехов он может избавиться через покаяние.
На исповеди приходится сознаваться в поступках, которые чести не делают. Трудно преодолеть чувство стыда...
Камнем преткновения является смущение, с которым я прихожу на исповедь, особенно на первую. Смущение вызвано не только стыдом, но еще - недоверием к священнику. Важно помнить, что я исповедуюсь Богу, а не священнику, который является "только свидетелем", а если повезет, - помощником.
Нужна моя решимость. Очень важно, чего именно я жду от исповеди: Страшного Суда или самооправдания? В одной частной беседе протоиерей Валентин Тимаков сказал: "На том свете нет места юриспруденции!" Я прихожу на исповедь как на Страшный Суд. И это скорее явка с повинной, чем взвешивание моих добродетелей и проступков с извиняющими их факторами. Я очень далек от протестантского понимания: если ты поверил во Христа, то ты-де уже спасен, и Страшный Суд ни к чему. По мысли Патриарха Сергия (Старгородского), протестант ищет не столько спасения, сколько "безнаказанности за совершенные грехи". С другой стороны, католическая скрупулезность при взвешивании праведности и греховности на весах, при определении: спасен человек или нет? или, быть может, его стоит немного пожарить в чистилище? (будто бы Богу требуются наши мучения!) - не приемлема. Иначе невозможен феномен благоразумного разбойника.
Да, Христос обещал ему: "Ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23,43). Сразу в раю, минуя вымышленное чистилище.
То, что я сейчас скажу, нужно воспринимать как иллюстрацию, притчу, но не более. Представим себя в качестве жителей пещеры, в которую почти не проникает свет. Глаза вроде бы не нужны, ибо мы знаем, где наклониться, чтобы не треснуться башкой о сталактит, где в подземной речке поймать карася. Где ее вброд перейти, где улитку со скалы снять, чтобы съесть. Мы приспособились к сумраку и забыли про глаза. Зрение не отсутствует, но оно не востребовано. И если такого пещерного человека в яркий полдень внезапно вытащить на свет, то глазам станет больно, и он завопит: "Верните меня в пещеру, не хочу света!". По смерти мы встанем со своими невостребованными духовными очами пред немеркнущим Светом Бога и закричим: "Мне больно смотреть на Тебя! Не хочу быть с Тобой!". То есть на Страшном Суде, возможно, не Бог откажется от человека, а человек - от Бога. Это-то и страшно!
Наша нынешняя жизнь - это пещера-лабиринт. Если я с усилием, но продвигаюсь по этому лабиринту и преодолеваю сто тридцать девять поворотов, то я смогу увидеть на противоположной скале отраженный от подземной речки еле заметный блик света. А если пойду еще дальше, то через тридцать поворотов уже смогу различить игру светотеней. И если я буду это делать регулярно, то глаза мои научатся воспринимать свет, и когда меня выдернут в тот самый яркий полдень, я, конечно, зажмурюсь от необычайной лучезарности. Но, быть может, не захочу сразу обратно, а постараюсь привыкнуть к сильному свету. Добродетельная жизнь, опыт молитвы - вот тренировка нашего духовного зрения на пути из лабиринта. Она, надеюсь, позволит нам сказать: "Труден Свет Твой, Господи, для нашей тьмы, но потерпи на мне, я постараюсь выдерживать Его".
Здесь нет никаких гарантий, но лишь упование. Нет расчета на свои заслуги, но надежда на милость Божию. Впрочем, никакая Божия милость не способна против нашего желания вырвать нас из нашей тьмы. И Богочеловеческое дело нашего спасения начинается с покаяния: "Шуву!". ("Покайтесь!" на ветхозаветном языке значит "Повернитесь лицом к Богу!" - ср. Мф. 4, 17 с Втор. 30, 2.) Вставая на подвиг очной исповеди, очень важно уяснить, что стыдно грешить, а не каяться, что чувство стыда о соделанном - это пламень, прожигающий грех, что страх Божий - не испуг перед Богом или ужас кар, а опасение оскорбить бесконечно близкого и любящего, боязнь оборвать тонкие интимные нити, связывающие нас с Творцом. Важно помнить: это нужно лично мне, а не кому-то там. От этого зависит моя вечная жизнь или смерть.
Человек исповедуется перед Богом в присутствии священника. Какова роль каждого из трех участников исповеди?
Бог стучится в двери сердца каждого из нас, ожидая, не откроем ли мы, чтобы Он вошел и вечерял (Откр. 3, 20). То есть чтобы Тайная Вечеря, Литургия совершилась в моем сердце. Бог жаждет моей любви, но не требует. Он жаждет нашего спасения, но решение оставляет на нашей совести, не домогаясь положительного ответа. Поэтому и взаимоотношения с Богом не могут не быть предельно искренними. И приходить на исповедь с лукавством - бессмысленно. Вопрос, который изначально и навечно поставлен передо мною, прост и звучит так: "С кем хочешь быть, человече, со Христом или нет?". И ответ точно так же предельно прост: "С Тобой" или "Нет". Но вот ответить - непросто! Ибо это ответ целой жизни.
Да, возможен путь благоразумного разбойника, который всю свою жизнь убивал и грабил, но, вися на кресте, возопил: "Господи, вся моя жизнь - сплошной ужас, но я вдруг увидел Твой Свет и почему-то не ослеп. Более того, я и дальше способен Его выдерживать. Не отними Его от меня. Вспомни обо мне в Своем Царстве!". Этот путь возможен, и я не приму недоумений: почему, мол, бандиты, "новые русские" или старые коммунисты приходят в Церковь? Но при этом помню, что второй-то разбойник, висевший слева от Христа, искренне не смог вместить в себя Свет Христов - грехи не пустили. Священник в самом деле может помочь пришедшему, но от кающегося требуется вся искренность без остатка. При этом я очень хорошо понимаю, что, как бы предупредительно я, священник, не относился к любому приходящему, всегда будут те, кто лично ко мне никогда не решится подойти, или, подойдя, не получит того, что ожидал. Я очень хорошо помню тех, кто отходил от меня, несмотря на все мои старания. Но у Бога всего много - значит есть другой священник, в котором можно обнаружить духовное сродство. Все люди - разные, и все священники - тоже разные. Важно найти своего. Ведь у каждого исповедника своя паства. У кого больше, у кого меньше, но, обычно, чада считают, что у них самый лучший духовник, ибо Бог вложил ему в уста самые нужные в какой-то момент слова.
Иногда исповедался - и словно гора с плеч свалилась, но отнюдь не каждый раз чувствуешь душевное облегчение. Это зависит от настроя, с которым приступил?
Важна искренность, которая порождает настрой, хотя настрой может родиться во время беседы с исповедником. Но, действительно, бывает, люди уходят после исповеди с чувством обиды на священника. Я думаю происходит это, потому что сам факт своего прихода мы воспринимаем как доблесть. Мы будто делаем одолжение Богу, хотя это нужно нам самим. Одна евангельская история может объяснить истинное положение дел. Ханаанеянка шла вслед Иисусу и кричала из глубины своей страдающей души: "Помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется" (Мф. 15,22-28). Она поняла, что только от Него зависят жизнь и смерть, и исцеление ее дочери. Господь, как бы не замечая ее, шел дальше. Она же продолжала вопить. Ученикам стало неуютно, и они уговаривали Спасителя исполнить ее просьбу, мол, что Тебе, Господи, стоит; Тебе же нетрудно отпустить ее. Но Христос отказался, сославшись на слова Закона: Он послан к погибшим чадам дома Израилева. Женщина, как язычница, поставила себя вне Закона. Но она по-прежнему умоляла. И тогда Христос произнес суровые слова "Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам", по сути, назвав ее собакой. Многие ли из нас способны выдержать подобное сравнение? Кто до такой степени осознаёт свое полуязычество, свою греховность? Конечно, Господь видел глубины ее сердца, к которому обращал столь жесткие обвинения, и хотел всем показать ее удивительный ответ: "Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают с господского стола". Только через смирение, нищету духовную, мы можем быть прощены Богом, как была прощена эта женщина. Мы же, делающие одолжение Богу своим визитом к Нему, слыша отповедь священника, начинаем возмущаться, качать права и уходим, хлопнув дверью. Однако я уверен: все неприятности и заушения, которые мы получаем в жизни и, конкретно, в стенах церкви, получаем либо за дело, либо впрок. Причем хорошо бы себе уяснить, что впрок обычно получают... святые!
(Полный текст интервью под заголовком "Таинство второй благодати" был опубликован в рубрике "Дорога к храму", которая силами московского храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких ведется в ежемесячной газете "Гольяново" - прим. ред.)
Источник: Фома-центр


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 18 [только новые]


администратор




Сообщение: 436
Зарегистрирован: 11.09.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.10 16:24. Заголовок: Думается, что разгов..


Думается, что разговор этот может быть небезинтересен и нам, идущим за Учителем. Учитывая, что все мы идем к богу!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 45
Зарегистрирован: 11.09.10
Откуда: Россия, воткинск
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.10 16:28. Заголовок: Мне так часто требуе..


Мне так часто требуется исповедоваться святому служителю... Но в воткинске все попы осведомители, а я могу такого наговорить... Исповедь-то ведь не просто покаяние в грешках, а покаяние искреннее в внутренних глубоких побуждениях, вожделениях и прелестях и можно , ежели поднять все, что накоплено на душе -всякий ли святой отец способен истинно оценить покаянное слово и, не побежит ли тот-час куда не надо с "малявой"? Виртуальная же исповедь неприемлема... Вот и получается, что без покаяния сижу в воткинске, а душа-то страдает от невысказанного... Если весь город психом меня держит.

Желаю, что бы все!!!!! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 188
Зарегистрирован: 29.09.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.10 16:56. Заголовок: Я вот тоже не могу х..


Я вот тоже не могу ходить к священникам с покаянием. Потому что у них слишком много ко мне условий для принятия исповеди. Два главных - крещение и отказ от Виссариона. Первое я выполнила, но хватает и второго.
Кроме того, просто неприятно, когда говорят, что "лжеучителя от сатаны" и тому подобное. А поверхностно каяться я пробовала, в каких-либо не затронувших меня глубоко грехах, где не нужно выходить на темы постижения Учения, но не вижу в этом большого для себя смысла.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 439
Зарегистрирован: 11.09.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.10 17:17. Заголовок: Думаю, что идти к св..


Думаю, что идти к священнику надо, понимая, что ты идешь к Богу, а священник лишь свидетель при том. Кроме того, вполне допустима исповедь и перед братьями-что косвенно дается в схимонашеском уставе церкви и прямо в Учении Виссариона. На самый трудный конец возможна исповедь без участия кого либо-но она предполагает огромную искренность-так исповедуются старцы и отшельники

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 64
Зарегистрирован: 23.09.10
Откуда: Россия, Тутаев Ярославской обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.10 17:24. Заголовок: Вячеслав В пишет: В..


Вячеслав В пишет:

 цитата:
Виртуальная же исповедь неприемлема..


Быстрее всего очистить душу от мук связанных якобы с грехами, можно собрав братьев и сестёр и рассказать о том, что более всего доставляет страдания. Рассказать всем открыто. Но это очень большой подвиг и надо понимать, что кто то потом будет по другому, слегка настороженно на вас смотреть какое то время. Но уверяю вас, это будет именно настоящая исповедь, которая может принести, порой даже неожиданный результат!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 208
Зарегистрирован: 19.09.10
Откуда: Россия, Черемшанка
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.10 18:29. Заголовок: alexir пишет: На са..


alexir пишет:

 цитата:
На самый трудный конец возможна исповедь без участия кого либо-но она предполагает огромную искренность-так исповедуются старцы и отшельники


Согласен. Господь наш вездесущ. Можно на природе или у себя дома в полном одиночестве провести исповедь пред Лицем Его. Отец наш небесный всегда неустанно наблюдает за нами, Он слышит нас и Любовь Его постоянно с нами.

Благодарю Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 47
Зарегистрирован: 11.09.10
Откуда: Россия, воткинск
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.10 13:25. Заголовок: К Скромной.


Воистину, так оно и есть. Отречение от Учителя Виссариона есть непременное условие сиих святош! Потому исповедь настолько личное и священное дело, что с ним возможно идти только к первосвященникам Церкви Общины. Или общинной Церкви. Так, полагаю?

Желаю, что бы все!!!!! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 193
Зарегистрирован: 29.09.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.10 19:59. Заголовок: Думаю, так. Хотя исп..


Думаю, так. Хотя исповедоваться и каяться можно в присутствии любых людей, которым ты доверился.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 465
Зарегистрирован: 11.09.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.10 17:51. Заголовок: Вячеслав В пишет: П..


Вячеслав В пишет:

 цитата:
Потому исповедь настолько личное и священное дело, что с ним возможно идти только к первосвященникам Церкви Общины.


человек идет не к священнику-ибо священник лишь СВИДЕТЕЛЬ прихода и разговора человека с богом. его наличие или отсутствие не обязательное условие для исповеди. иное же говорят либо по неразумению, либо из корысти.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 197
Зарегистрирован: 29.09.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.10 18:46. Заголовок: Я иногда как бы Висс..


Я иногда как бы Виссариону рассказываю о каких-то своих переживаниях.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 499
Зарегистрирован: 11.09.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.10 19:11. Заголовок: и правильно..


и правильно

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 85
Зарегистрирован: 26.06.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.07.11 12:26. Заголовок: Из апостолов


2-е Коринфянам 3 1 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? 2 Вы - наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; 3 вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. 4 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, 5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. 6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. 7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, - 8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? 9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.


17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 45
Зарегистрирован: 25.06.11
Откуда: Мачу-Пикчу
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.07.11 13:55. Заголовок: где-то слышал фразу ..


где-то слышал фразу "Я служу Богу, а не в Церкви". К сожалению многие последователи различных конфессий и религиозных течений забывают об этом, часто ставя не только культ и обряды церкви, но и самих себя выше бога, даже не подозревая об этом.

iralex пишет:

 цитата:
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.



более чем, Дух Господен живёт в каждом человеке, и человек обладает свободой воли ниспосланной свыше.

Est rerum omnium magister usus Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 423
Зарегистрирован: 26.06.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.09.11 09:59. Заголовок: Место человека в неб..


Место человека в небесной иерархии
http://narod.ru/disk/23688512001/Hierarchy_of_the_tvarnogo_world.flv.html

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 484
Зарегистрирован: 26.06.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.09.11 16:04. Заголовок: http://shot.photo.qi..



На снимках сделанных в г.Екатеринбурге хорошо видны языки пламени, которые во время крестного хода и съёмки видны не были.
Икона понизила радиоактивный фон в Ровенской области

Чудотворный лик Божией Матери из Почаевской лавры

Почаевская икона - одна из самых известных в православном мире - названа в честь знаменитой Почаевской лавры в Западной Украине. По преданию, в 1559 году на Волынь приехал греческий митрополит Неофит и привез с собой чудотворную икону Божией Матери. По велению свыше он оставил ее в доме благочестивой помещицы Анны Гойской, а та уже передала святыню лавре. Тогда и произошло первое чудо! На месте возложения иконы забил чудотворный источник. Считается, что вода в нем чудотворная и исцеляет от многих болезней.

Другое известное чудо: маленькая и от рождения слепая девочка прозрела после того, как приложилась к образу Божией Матери. Ну а, скажем, в Ровенской области после освящения чудотворной иконой снизился до минимального радиоактивный фон, поднявшийся после взрыва Чернобыльской атомной электростанции. Разные города и села Украины почаевский образ Богоматери не раз спасал от стихийных бедствий, утверждают церковнослужители.




http://www.tropinka.orthodoxy.ru/ikonosta/bogorodi/pochaev.htm


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 490
Зарегистрирован: 26.06.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.09.11 19:02. Заголовок: http://shot.photo.qi..



«ОЛЕНЬ ПЛОХО БЕЖИТ ПО ДВУМ ПРИЧИНАМ»

19 июля 2011 года в возрасте 96 лет отошел ко Господу архимандрит Арсений (Папачок) - старейший и один из самых почитаемых ныне румынских старцев. Он принадлежал к золотой плеяде румынских духовников XX века, которые не имеют себе равных по истовости и всецелой жертвенности своей веры, опыту подвижничества в суровых условиях безлюдной пустыни, подобно аввам древних патериков, - опыту, сочетающемуся с духовной мудростью, тонкостью проникновения в тайники человеческой души и недюжинными литературными дарованиями. Старец Арсений подвизался в непроходимых лесных дебрях румынских гор вместе с отцом Клеопой (Илие), подвергался преследованиям богоборческих властей, сидел за исповедание веры в тюрьме. С 1975 года он был духовником монастыря во имя Святой Марии в городе Текиргел под Констанцей.
Предлагаем вниманию читателей ответы старца на некоторые актуальные вопросы духовной жизни.
* Сегодня, когда христиане уже не могут соблюдать пост и вести нравственную жизнь так, как этого требуют священные каноны, на каких условиях мы можем причащать их?
* Христиане тоже переживают свои исторические моменты и не свободны от желаний и житейских забот, но зерно истины, вложенное в человека, не может не встрепенуться и не разбудить голос Бога в нем - совесть. Я не верю, что существует такой христианин, у которого не встрепенется сердце и который не вздохнет и не поклонится, услышав звон колоколов, бьющих по церковному обычаю или в какой-нибудь особый момент. Он знает этой самой Божественной искрой, живущей в нем, что этот строгий, священный и проникающий в душу звон колоколов призывает живых, оплакивает мертвых
и разгоняет злые тучи.
Каноны остаются в силе как великие маяки, на которые ориентируются, чтобы видеть в особенности тяжесть греха; у них есть свои определения и толкования, но следует знать, что у них есть и гибкость. Великое дело - исцелить его [христианина] рану, а не оставить его одного на целые годы без великих благодатей Святых Таин. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ты хочешь годы назначить ему? Надо сделать его здоровым!» Чтобы он пришел в знание себя и сам открыл великие сокровища Небесных благодатей. Чтобы он знал, что пришествие Спасителя, Который снизошел до глубин человеческой мизерности, было не для того, чтобы уничтожить Свое создание, а чтобы его преобразить; что великая жертва Спасителя была принесена, чтобы мы через покаяние были прощены во всех грехах и чтобы он, христианин, жил в великой надежде без опаски. Ибо «никакое несчастье ничего не значит и ничего не потеряно, пока вера стоит на ногах, покуда голова поднимается и душа не отрекается» (М. Метерлинк).
Нужно делать упор не на продолжительность подвигов при наложении епитимии, а на их интенсивность. Не время может решать, а качество жизни с постоянным настроем души, не дающим места омрачающим огорчениям. Одно искреннее и сильное сожаление вызовет в нем [христианине] более истинное смирение, столь нужное для прощения и столь благотворное для новых видений и откровений, превосходящих человеческий разум, которыми любовь Божия богатит человека смиренного, а не скованного суровыми подвигами. Иисус Христос скорее дарует Себя сердцу раненому, но кающемуся и смиренному, чем сердцу постящемуся и молящемуся, но, конечно, требующему своего по праву. «Ни вдова, ни дева не имеют иной ступени на небе, чем та, которую устанавливает умиление».
Итак, духовник не погрешает, сокращая время покаяния под свою огромную ответственность, ибо святитель Василий Великий говорит в 74-м правиле: «Тот, кому вверена от человеколюбия Божия власть вязать и решить, видя усердие к покаянию того, кто согрешил, не осудится за сокращение времени покаяния, потому что те, кто исповедуются с великой болью, скоро достигают человеколюбия Божия».
Кому дороги чада и их спасение, те должны знать, что их усилия и Исповедь не значат вообще ничего, они не мешают тебе быть в их сердце и сделать снисхождение, причастив их. Иисус Христос, милостивый Владыка наш, рад был первым ввести в рай разбойника, исповедавшего Его; это Тот же Христос, Который сурово обличал начальников синагоги по причине их ожесточенности. Их опередили блудницы, разбойники и мытари, которые, будучи с кротостью прощены, воодушевились и освятили свои души.
Итак, вот так Иисус Христос, с той же любовью и добротой, желает даровать Себя чадам Своим, а Его снова отодвигают суровостью и строгостью «закона». Бог милостив и ищет причин, чтобы исполнить христиан богатством Своих благодатей. Духовник должен исследовать своих чад проницательным взором и искусно, ибо, как говорит Илия Минятий, «душа человека не может раскрыть свои крылья здесь, на земле, если не чувствует себя окруженной любовью, вечностью и безграничностью».
* Духовник, делающий снисхождение при допущении к святому Причастию и не следующий строгости священных канонов, может спастись?
* Прежде всего нужно знать, что эти снисхождения - чтобы можно было причащаться Святых Таин не спустя столь долгое время, как это определяют некоторые пра

вила в случае различных тяжких грехов, - делаются по многом и смиренном рассуждении и по дозволению некоторых правил: 74-го правила святого Василия Великого, 102-го правила VI Вселенского Собора, 4-го правила святого Григория Нисского - и следуя исполненным Духа увещаниям святого Иоанна Златоуста, опыту многих святых отцов, ведающих, что все Священное Писание есть сладкая и прекрасная гармония, даже если сами эти святые отцы не издали своих правил, но не лишены авторитета - скажем так, юридического - в Церкви (см. определения 87- го правила святого Василия Великого, из которого явствует, что всякое слово святых отцов имеет силу закона).
Кроме этих дозволений и благословенных и мотивированных приемов, само священное здравомыслие внутри тебя говорит, чтобы ты не отстранял с жестокостью, но и не попустительствовал с греховной терпимостью.
В своей огромной ответственности, когда ты говоришь от сердца к сердцу и, разумеется, с глазу на глаз, ты более склонишься к тому, чтобы верить, что Благий Бог скорее внушает тебе снисхождение. Никто не смирится, однако, с разрешением [от грехов] случайным и особенно происходящим без вовлеченности духовного чада, которое должно выйти из душевного неустройства и войти в знание себя. Этот способ не назидает духовного чада, более того - обманывает его, и оно остается теплохладным и окамененным для важных дел. Говорят, что олень плохо бежит по двум причинам: когда он или слишком жирен, или слишком тощ. То есть подвиг может сделать его [христианина] тощим, а нерадение и невовлеченность - жирным. Принимай во внимание и то, что у каждой души есть свои особенности, и ты поймешь, сколько она может понести.
Но в любом случае очень важно учитывать, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Это великая отправная точка, отец духовник, и в этом ответ на вопрос, который был поставлен. И ты не только не будешь осужден Церковью или Богом, но это вменится тебе в великую мудрость, если ты смог разбудить в своих чадах христианскую благостыню.
Ничто не может быть легко, если бескрайняя благость Бога и молитвы Пресвятой Богородицы не будут со всеми нами.
Вопросы задавал архимандрит ИОАННИКИЙ (Бэлан) Перевела с румынского Зинаида ПЕЙКОВА

В Православии особое место занимает любовь. Бог есть любовь, и человека Он создал с любовью. Сегодня, когда вокруг столько зла и несправедливости, значительно сложнее стало возжигать и сохранять в себе это высокое чувство. Тяжело постичь и что есть истинная любовь к ближнему. «Что такое христианская любовь? Как достичь ее?» - это часто задаваемые христианами вопросы.
Апостол Иоанн Богослов говорит, что Бог есть сама любовь. Это - главный постулат, который всегда должен помнить каждый христианин. И никогда не следует приберегать любовь и ее экономить - я имею в виду, прежде всего, христианскую любовь. Любовь - это чувство, о котором говорится все время в святом Евангелии. И Господь с тем, в чьем сердце живет любовь, и сам такой человек находится с Богом. А кто не имеет любви, с тем нет Бога, и он сам далек от Господа. Не может так быть, чтобы человек верил в Христа, молился, причащался, и при этом у него не было бы любви. Или наоборот - чтобы человек обладал любовью, но не молился, не причащался и не был бы чадом Православной Церкви.
Все то, что мешает нам возжечь любовь и укрепиться в ней, становится и препятствием на пути к Богу, тормозит нас, мешает нашему спасению. Мы должны хорошо усвоить: любовь - выше страха, выше справедливости; закон христианской любви превыше всех иных законов. Поэтому и мы больше всего должны бояться потерять любовь. Этот страх не позволит нам совершить зло. Мы должны гореть любовью к Богу, и эта любовь не позволит нам совершить грех, сделает нас всегда милосердными и смиренными.
Многие христиане не совсем понимают смысл слов Евангелия:
«Возлюби ближнего своего, как самого себя», - и спрашивают: как же можно любить всех? Никто и не утверждает, что достичь этого легко и просто, однако христианин всячески должен стремиться к исполнению этой одной из основных Божиих заповедей. Мы не должны делить людей на злых и добрых, богатых и бедных, чужих и своих, врагов и друзей. Каждый человек наш учитель. Если мы с самого начала изберем неправильную позицию и будем относиться к людям предвзято, или с недоверием, или враждебно, или с холодком и примемся раздумывать: полюбить его или нет, верить ему или нет, - то мы никогда не почувствуем искренней христианской любви, очень тяжело будет возжечь ее в нашем сердце. Мы должны воспитать в себе как глубоко свойственные нам и характеризующие нас черты приветливость ко всем, доброжелательность и настроенность на любовь; эти качества должны проявляться нами в любое время, будь то утро, день или вечер. Надо стараться, чтобы прожитый нами день был наполнен любовью, если желаем, чтобы каждый вечер на исходе дня нас не мучила наша совесть.
Если хотим, чтобы наши молитвы были услышаны на небесах, мы должны быть пропитаны истинной христианской любовью. Любовь - это та сила, которая побуждает каждого христианина плакать не только над своими грехами, но и над бедами ближних. Любовь заставляет человека молиться как за живых, так и за мертвых. Любовь - это именно та сила, которая бережет и отдаляет нас от осуждения других, от многословия, ревности, агрессивности. «Вера действует любовью», - говорит апостол Павел. Любовь - это именно то, что придает нам силы для практического воплощения в жизнь нашей веры.
Как стяжать любовь к ближнему? Это уже практический вопрос. Любовь - реальная энергия сердца, которая требует практического выхода. Это такое чувство, которое не остается внутри нашего сердца и всегда вырывается наружу. Любовь воспитывается христианской жизнью. Любовь - это семя, бросаемое в нас при Крещении; но в то же время любовь - это добродетель, представленная нам богословами в образец, к которому мы должны стремиться. Конечно же, семя останется семенем, если оставить его в таковом состоянии; но если поливать его и окружать заботой, Господь обязательно взрастит и укрепит его; малую веру и любовь превратит в огромное древо, красоте которого возрадуется не только сам этот человек, но и многие другие, что придут под сень этого древа и найдут тут облегчение и отраду.
Для развития и укрепления этого семени любви необходимы молитва, пост, смирение, послушание, соблюдение заповедей и обрядов Православной веры. И, конечно же, глубокое, проникновенное подчинение закону любви, который действует ежеминутно, ежедневно и повсеместно. Это просто надо уметь видеть.
Любовь - это чувство, которое нужно тренировать. Самым лучшим способом такой тренировки будет любовь к нашим самым близким людям. Если человек не выносит членов своей семьи, о какой всеобъемлющей любви может идти речь? Если с членами собственной семьи не имеешь мирных, теплых отношений - а на это с горестью взирает твой ангел-хранитель, который незримо сопровождает тебя,
* как же сможешь просто существовать рядом с другими людьми, не то что любить их?! И как сможешь искать самого главного - любви к Господу?! «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»
* вопрошает апостол (1 Ин. 4, 20). Для тренировки и укрепления любви не обязательно двигать горы, тут требуются малые - а потом и большие - ежедневные наши богоугодные дела и помыслы.
Часто задают и такого рода вопрос: различаются ли любовь, испытываемая физически, и вообще любовь?
Человек трехсоставен, у него есть тело, душа и дух. Когда в человеке горит христианская любовь, она пронизывает и очищает его всего, вплоть до кончиков его волос. Поэтому человек, который погружен в чувство христианской любви, не разделяет любовь, проявляемую духовно, и любовь, проявляющуюся физически. Между телесными и духовными движущими силами охранник не стоит.
Протоиерей Георгий

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 637
Зарегистрирован: 26.06.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.10.11 15:58. Заголовок: Святитель Григорий Б..


Святитель Григорий Богослов
Мысли, писанные одностишиями
• Бога имей началом и концом всякого дела.
• Самая лучшая польза от жизни – умирать ежедневно.
• Старайся узнавать все поступки добродетельных.
• Тяжело жить в бедности, но еще хуже разбогатеть неправедно.
• Делая благотворения, думай, что подражаешь Богу.
• Милости Божией ищи себе милостями к ближним.
• Владей плотию и смиряй ее как можно лучше.
• Обуздывай гнев, чтобы не выступать из ума.
• Удерживай око, и язык пусть знает меру.
• Уши пусть будут замкнуты ключом и да не любодействует смех.
• Светильником всей своей жизни признавай разум.
• Смотри, чтобы из-за видимости не ускользнула у тебя действительность.
• Все разумей, но делай, что позволительно делать.
• Знай, что сам ты странник; и уважай странников.
• Во время благополучного плавания наипаче помни о буре.
• Что дается от Бога, все то должно принимать с благодарением.
• Лучше наказание от праведника, нежели честь от порочного.
• При дверях у мудрых стой неотступно, а у богатых не стой никогда.
• Маловажное не маловажно, когда производит великое.
• Обуздывай наглость – и будешь великий мудрец.
• Береги сам себя, а над падением другого не смейся.
• Приятно возбуждать к себе зависть, но весьма постыдно самому завидовать.
• В жертву Богу преимущественно пред всем прочим приноси душу.
• О, если бы кто соблюл сие! – он спасется.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 852
Зарегистрирован: 26.06.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.11 17:51. Заголовок: II. Ересь - грех ума..


II. Ересь - грех ума.
Сущность этого греха - богохульство.
Будучи собственно грехом ума, ересь не только омрачает ум, но и сообщает особенное ожесточение сердцу, убивает его вечною смертию.
Этим грехом человек всего ближе уподобляется падшим духам, которых главный грех - противление Богу и хула на Бога.
Отличительное свойство падших духов - гордость; отличительное свойство и еретиков - гордость, которой очевиднейшее проявление состоит в презрении и осуждении всех, не принадлежащих к их секте, омерзение ими, лютая ненависть к ним. Но существенное проявление гордости в еретиках и раскольниках состоит в том, что они, отвергши богопознание и богослужение, открытые и преподанные Самим Богом, усиливаются заменить их богопознанием и богослужениями самовольными, богохульными и богопротивными. Зараженного ересью и расколом диавол не заботится искушать другими страстями и грехами очевидными. И зачем искушать диаволу того и бороться с тем, кто при посредстве смертного греха - ереси - и убит вечною смертию, и заживо уже составляет достояние диавола? Напротив того, диавол поддерживает еретика и раскольника в воздержании и прочих наружных подвигах и видах добродетели, чтоб этим поддерживать его в самодовольстве и заблуждении, а правоверных личиною святости, которую носит на себе еретик, привлечь к ереси или, по крайней мере, привести к оправданию и некоторому одобрению ее, также к сомнению в правоверии и к холодности к нему.
Обладающий сокровищем подвергается нападениям разбойников, а у кого нет ничего, того не беспокоят разбойники. Имеющий сокровище правоверия жестоко наветуется врагом! Враг усильно нападает на правоверного, старается представить его пред обществом человеческим в состоянии побеждения, с такою же целию, с какою старается представить еретика добродетельным и достойным уважения. С такою же неудобопостижимою хитростию действует лукавый дух в пользу ереси и во вред истинного христианства. К несчастию, эта кознь его весьма удается ему! Ею он уловляет в погибель тысячи чело веков.
Многие проводили самую строгую подвижническую жизнь, пребывая в ереси или расколе; когда ж приняли Православие, подверглись различным слабостям. К какому это должно привести заключению? К такому, что в первом состоянии враг не ратовал против них, признавая их своими, а во втором - восстал против тех лю тою войною, как против таких, которые явно объявили и исповедали себя противниками его. Священное Писание называет лукавого духа не только врагом, но и мстителем (Пс. 8, 3). Он не только враждует против человека, но, будучи заражен лютою завистию к человеку, не может равнодушно видеть, что человек совершает добродетели и благоугождает Богу, и мстит человеку за его богоугодные дела, наводя на него бесчисленные искушения и извне - от злых людей, и внутри, воздвигая в человеке различные страсти.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Открыть чат в отдельном окне


Дизайн форума © Disainov